Социальные сети с 1980-ых по 2000-е

Я пользуюсь Интернетом с 1988 г. и использовал различные коммерческие услуги онлайн, такие как CompuServe, Prodigy и GEnie, так как у меня был свой первый компьютер. Многие вещи, которые могли бы быть названы ныне социальнми сервисами, возникли и развивались в то время.

Электронные доски объявлений

Люди использовали компьютеры для социальной коммуникации с самого начала индустрии персональных компьютеров. Прежде, чем Интернет стал доступным для широкой публики, люди размещали у себя системы BBS, многие из них были сосредоточены на заинтересованных группах или местных сообществах. Одним из пророческих изобретений был FidoNet - сеть для BBS, которая позволила системам передавать данные (сообщения, файлы и т.д.) из единственного места хранения на сайты по всему миру. Это росло, и однажды охватило большую часть мира, эта сеть была полностью основана на усилии сообщества.

В те времена не у всех был компьютер. Сообщества, которые появились в мире BBS, в основном, вращались в мире компьютеров. Некоторые BBS были сфокусированы на проектах "сделай сам", другие - на играх, и многие были нацелены пиратство коммерческого программного обеспечения.

Услуги Онлайн

Коммерческие услуги онлайн достигли своего пика в 1990-ых, сначала для внутреннего пользования и позже, как способ получить доступ к Интернету. Эти услуги обеспечили доступ к широкому спектру услуг, которые и сейчас существуют в сети. Новости, резервирование путешествий, шоппинг и социальные центры были частью пакета услуг; большая часть того, что мы видим сегодня в сети, существовала в некотором виде на тех сайтах. Социальная коммуникация была большой приманкой для онлайн услуг, поскольку основной источник их дохода был основан на поминутном использовании. AOL быстро это уловил и позволил пользователям создавать сообщества по любой теме.

Когда услуги онлайн достигали своего пика, сеть стала доступной для обычных пользователей, превращая Интернет в господствующее явление. Услуги онлайн, в свою очередь, постепенно трансформировались из цели в средство подключения к Интернету.

В это время количество пользователей компьютера быстро росло. AOL, несмотря на его ошибки, заслуживает большого признания за то, что открыл Интернет для миллионов людей. Поскольку пользовательское сообщество росло, услуги онлайн начали концентрироваться вокруг более разнообразных заинтересованных групп, не имеющих никакого отношения к компьютерам. Центр сместился с компьютеров на людей, которые использовали компьютеры, чтобы что-то сделать.

Web 1.0

С середины 90-ых до 2000 гг. был взрыв активности, компании ринулись воспроизводить существующие онлайн услуги в сети. В то время было создано много социального обеспечения, особенно GeoCities и theGlobe.com. Была сделана важная вещь, которая должна была устранить неразбериху, которая изводила AOL и ему подобных. Это продвинуло развитие сообществ, таких как PlanetOut/Gay.com, которое наоборот сдерживала корпоративная цензура управления. Хотя ни одна из этих услуг не преподносила себя как социальную сеть, у них были многие из ее особенностей.

Friendster

Friendster заслуживает специального упоминания, потому что это был первый популярный вебсайт, который содержал все особенности социальной сети — в частности, использование социальной схемы отслеживания отношений. Но он возник слишком рано на развивающемся рынке. Все, что я видел после Friendster, было создано под его влиянием, и имело те же основные черты, но в разных комбинациях.

Будущее

Хотя сейчас коммерческие социальные сети остаются на пике популярности, сложно прогнозировать их будущий рост на основе прошлых тенденций. Есть несколько важных направлений в стадии реализации, они хороши для социальной сети в целом, но они подорвут запатентованные коммерческие услуги.

Коммерческие социальные сети сегодня во многом похожи на услуги онлайн середины 90-ых — они популярны, потому что с их помощью легче что-то сделать (поддерживать социальную схему, отслеживать друзей, искать новых людей). Ранее такого не было, новичкам было сложно выйти онлайн. Деятельность крупных фирм (EarthLink, Netcom, AOL) была построена для создания удобного Интернета. Потом они стали лишними, поскольку широкополосная сеть стала стандартной, и компьютеры стали поставляться со встроенными средствами соединения с Интернетом.

Я думаю, что тоже самое может случиться с социальными сетями, так давайте посмотрим, что социальная сеть действительно делает, и подумаем, как это можно применить в открытой сети.

Профили

Социальные сети облегчают людям создание профилей, используя стандартные шаблоны. Это имеет смысл, но, в действительности, не отличается от веб-страницы. Мне нравится, что Крис Мессина и компания делают с их распределенным социальным сетевым проектом, используя блоги как базовые кирпичики, и микроформатирование для включения метаданных в страницы. Отделение профилей от других функций, таких как поиск и обнаружение, имеет большой смысл, потому что у вас может быть одна страница или сайт, который доступен через различные инструменты поиска.

Поиск (и социальный граф)

Социальный граф это функция, которая может легко быть добавлена к инструментам поиска. Как только вебсайты, блоги и т.д. помечены как профили, поисковые инструменты могут просматривать их, чтобы получить метаданные, связи с друзьями и т.д. Поисковые инструменты хороши для индексации сети, таким образом, добавление вертикального поиска людей и социальной информации не является сложной задачей. Само собой разумеется, что к поисковым инструментам добавлены возможности социального поиска / поиска людей. Традиционно считается, что эта задача Google, я же думаю, что в этой области AOL или Yahoo могли одержать неожиданную победу, поскольку обе компании нацелены на большое число людей и сообществ.

Обновления

Одна из причин успеха Facebook в том, что на нем удобно отслеживать статус друзей. Это может переноситься в открытую сеть. Любой пользователь может внести обновления, события, и т.д. через стандартные форматы RSS и iCal. Любой, кто хочет следить за обновлениями друзей, может сделать это через считывающее устройство или сделав запрос. Это становится стандартной практикой, у разработчиков программного обеспечения будет много возможностей создать новые и лучшие способы отследить и показать эту информацию.

Следуйте за деньгами

Считается, что рынок социальных сетей это рынок формата "победитель получает все". Но я не думаю, что это так. С помощью трех функций, описанных выше и используя открытые стандарты и сеть, вы можете воссоздать то, что дает любая современная социальная сеть. В настоящее время это требует заметных усилий, поэтому люди пользуются готовыми коммерческими услугами, но, в конечном счете, открытые стандарты обычно побеждают.

Держу пари, что такие компании как WordPress или, возможно, Tumblr выпустят простой инструментарий, который сделает создание и обновление профилей легким, и это будет разработано с учетом социального поиска. Возможно, это будет разработкой на базе проекта с открытым программным кодом или коммерческая служба, поддерживаемая ежемесячными платами или рекламой. Я предполагаю, что многие компании войдут в эту категорию, и что — как и при разнообразии блоггинга и личных инструментов публикации — не будет одного явного победителя. Компании-блогплатформы и хостинговые компании уже являются такими логичнами участниками рынка, т.к. они уже делают многое из того, что необходимо для построения открытой социальной сети.

Поиск будет важным компонентом, и я предполагаю, что Google и другие поставщики поисковых услуг будут играть здесь доминирующую роль. Вероятно, будут возможности и для компаний, которые специализируются на поиске людей и социальном поиске. Они заработают деньги, хотя они уже зарабатывают, смешивая целевую рекламу с инструментарием социального поиска.

Хорошая новость для пользователей в том, что рынок будет открытым, экосистемой, без потайных корпоративных уголков. Пользователи смогут выбирать среди многих инструментариев, чтобы создавать и обновлять профили. Они также смогут использовать инструментарий поиска, который предпочитают. Что наиболее важно, пользователи будут владеть своими данными, будут в состоянии управлять тем, как они представлены внешнему миру.

Плохая новость для социальных сетевых компаний в том, что это не рынок, где "победитель получает все", с системой ценностей "победитель получает все". Авторский инструментарий - хорошее сравнение. Это, конечно, неплохой бизнес для участия, но это и не бизнес, где можно быстро разбогатеть. Исчезнут барьеры доступа, поскольку не будет нужды иметь большое сообщество пользователей. Каждый участник будет одинаково доступен для поиска через множество разнообразных поисковых систем. Я также думаю, что общая паранойя крупных компаний неуместного использования личных данных будет стимулом для людей переключиться на другие инструменты, которые дают больше контроля над использованием и представлением данных.

Если бы я выбирал категорию, чтобы начать компанию, я бы выбрал авторский инструментарий. У него есть реальная долговременная ценность, поскольку люди имеют тенденцию выбирать инструментарий и работать только с ним, несмотря на появление нового инструментария с более широкими возможностями. Если бы я работал с Facebook, то я бы подумал как участвовать в этой тенденции. Другими словами: работайте над изменениями, пока изменения не поработают над вами.

Автор: Брайен Макконнелл

Категория статьи:

Комментарии

открытая социальная сеть пользователей интернет без привязки этих пользователей к конкретному домену конкретной социальной сети это дело далекого будущего.

ближайшее будущее - узкая специализация социальных сетей по конкретным интересам пользователей.