Социальные институты

Социальные институты (social institutions) – это система связей и социальных норм, объединяющая общественные процедуры и ценности. Она удовлетворяет основные потребности общества. Социальные институты, в первую очередь, удовлетворяют ту или иную потребность на качественном уровне. Оказывается, что социальные институты в системе социальных связей наиболее крепкие, так как предопределяют её жизнеспособность. Ведь именно регулярный, отлаженный аспект социальной жизни является главным фактором, который определяет уровень общества и жизнедеятельности. Почему социальные институты приобретают устойчивость, а поведение человека в системе социальных институтов становится чётким и предсказуемым?

Рассмотрим институт образования. Общество будет динамично развиваться только в случае, если человек будет  владеть определёнными знаниями, которые были накоплены предыдущими поколениями.  Институт образования не сразу образовался. Так, родители постепенно передавали своим детям навыки и знания, которые были получены в течение жизни.  Таким образом, произошла не только передача знаний, но и передача опыта. Образование как институт отличается от социальных связей, которые имеют отношение  к передаче знаний.

Социальный институт – это устойчивый комплект неформальных и формальных правил, норм, а также принципов, которые регулируют различные сферы человеческой жизнедеятельности и  организовывают их в систему социальных ролей и статусов. Под организациями понимаются школы, университеты и детские сады. Рассмотрим основные понятия, которые относят к социальным институтам.

Каким образом достигается институализация социальных связей?

  1. Особым типом регламентации. Институт, как любая социальная связь, образуется на социальном регулировании взаимоотношений. Механизмы регуляции в социальных институтах приобретают обязывающий характер. Благодаря этому, обеспечивается большая чёткость и регулярность, а также надёжность функционирования социальных связей.

  2. Чётким распределением обязанностей, прав и функций всех участников институализированного взаимодействия. Каждый участник должен выполнять свою функцию. Если человек не выполнил свои обязанности, то это приведёт к применению санкций.
  3. Чтобы занять место в институализированных социальных связях, нужно взять на себя обязанности и права. Они представляют собой исторически подобранный вариант поведения участника социальных связей. Предуказанием социального института является статус, а также ролевые ожидания. Таким образом, достигается относительная независимость социального института от случайных обстоятельств.
  4. Выполнение обязанностей. Это ведёт к профессионализации выполнения функций, а также к разделению труда. Именно поэтому выполняется специальная подготовка людей для выполнения профессиональных обязанностей. Именно поэтому эффективность институтов становится высокой.
  5. Институт для выполнения своих функций имеет учреждения, в которых организуется деятельность институтов, а также его управление или контроль. У каждого института должны быть не только свои ресурсы, но и средства. Например, институт здравоохранения включает в себя поликлиники и больницы.

Каждый социальный институт имеет:

  1. Специальные образцы поведения как распределение обязанностей и прав, а также распределение статусных ролей.  Институт семьи обладает такими установками поведения, как лояльность, привязанность и уважение; институт государства – лояльность и послушание; институт образования – послушание, учение.
  2. Культурные признаки, которые сложились для того, чтобы  определить закрепления сложившейся системы отношений. Для института семьи – брачный ритуал; для института государства – герб, гимн, флаг; для института образования – учебники, тетради, школьная песня и так далее.
  3. Утилитарные культурные признаки, которые представляют предмет искусственной среды обитания,  созданные людьми для того, чтобы удовлетворить важные потребности. Для института семьи – дом или квартира; для института государства – работы и общественные здания, формы, бланки; для института образования – библиотеки, школа, стадионы.
  4. Письменный и устный кодекс представляет собой совокупность норм и правил поведения. Кроме правил и норм, существуют и санкции. Например, для института семьи –  запреты; для института государства – законы и конституция; для института образования – правила для учащихся.
  5. Идеология как система теорий и взглядов характеризует деятельность людей, а также института в целом. Например, для института семьи – любовь, уважение, взаимопонимание; для института государства – демократия, патриотизм; для института образования – прогрессивное образование и академическая свобода.

Это основные признаки, которые характеризуют социальный институт. Они свидетельствуют о том, что в рамках института социальное взаимодействие особенно взаимодействует между людьми того или иного предмета связи и приобретает регулярный характер.

Институализированные социальные связи делятся на два типа: формальные и неформальные. Например, институт дружбы имеет много признаков социального института. Дружба – это главный элемент, который характеризует жизнь любого общества. В обществе дружба играет далеко не последнюю роль. Но, стоит учитывать, что регламентация  в дружбе полная и чёткая. Ссора, обида и прекращения дружеских связей – это своеобразный контроль в институте дружбы. Дружба имеет свои личные ресурсы. Например, симпатия и доверие. Ведь у неё с любовью есть существенные отличия. У формальных социальных институтов есть свой общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется только на основных правилах и законах. Социальные институты выполняют огромное количество функций в обществе. Среди них – регулятивная функция, интегративная функция, коммуникативная и так далее.  

Категория статьи: